9/9

Выбор и замена лифтов и подъемников на производстве

Большая часть современных производств размещается либо в подвалах, либо в зданиях с числом этажей более одного. Но движение вглубь и ввысь на сохранившихся с советских времен лифтах чересчур неторопливо, а порой и опасно, поскольку и морально, и физически свой век они отжили. Что делать, если Вы пришли к такому же заключению?
В настоящее время в России и, особенно в Московском регионе, наблюдается бум строительства новых производств и комплексов. Но возведением собственных зданий деловая активность заинтересованных компаний не ограничивается – огромный поток финансовых средств устремлен в переоборудование и приспособление под собственные нужды производственных площадей заводов и фабрик, которые либо свернули основное производство, либо обанкротились. Как грибы после дождя растут и полнятся ряды магазинов, торговых центров, предприятий питания и развлекательных центров. Дает о себе знать и стабильный рост инвестиций в пищевую и некоторые виды легкой промышленности, производство мебели и выпуск стройматериалов Всех и не перечесть.

Подъемник
И почти каждое такое производство остро нуждается в разного рода подъемно-транспортном оборудовании, будь то башенные, мостовые и козловые краны или тельферные эстакады, консольно-поворотные краны и манипуляторы или ленточные транспортеры (конвейеры) и рольганги, штабелеры и погрузчики или подъемные столы и выравнивающие платформы, различные грузовые тележки или лифты и подъемники. Экономическая эффективность всех этих производств, магазинов и возрождающихся фабрик зиждется на рациональном использовании площади застройки (особенно это актуально для Москвы и Московской области) и высокой производительности труда обслуживающего персонала. И производительность в большинстве случаев зависит не от талантов грузчика, а от количества и качества используемого подъемно-транспортного оборудования (ПТО). Чем выше грузоподъемность и этажность лифтов, тем все выше растут и забираются складские комплексы.
Сейчас уже никого не удивишь складом высотой потолков под 14 м с многоярусными стеллажами и постоянно снующими штабелерами и погрузчиками. Порой даже эту «одноэтажную многоярусность стеллажей» обслуживают стационарные подъемники и лифты. Что уж говорить о многоэтажных помещениях, где без лифтов, подъемников или, на худой конец, ленточных транспортеров просто не обойтись.
Ленточные транспортеры при штучной погрузке ящиков или, например, мешков могут обеспечить очень высокую производительность, потому как скорость транспортировки высока, а процесс доставки беспрерывен. Так, одна компания, приобретя новое помещение под производство и переоборудовав его, столкнулась с «легонькой» проблемой – по ряду причин необходимо было поднимать на высоту
6 м легкие, но габаритные картонные ящики, причем со скоростью 1000 штук в час, а в перспективе и до 3000 штук в час. Владельцы производства начали было подумывать об установке лифта, но на собственное счастье прежде решили проконсультироваться со специалистами. Эксперты, осмотрев помещение, предложили установить ленточный транспортер с углом наклона в 30° и шириной ленты 650 мм. Таким образом, отказ от покупки и монтажа лифта немедля сэкономил заказчику 800 тыс. рублей, тем более что лифт не смог бы обеспечить равную транспортеру производительность из-за своей дискретности. Правда, и у транспортера есть свои недостатки – например, на него не поставишь европоддон 1200(800 мм массой 700 кг и не всегда возможно создать транспортер или их систему, чтобы поднять те же ящики на пятый этаж. Но это уже частности, из которых следует, что каждому виду ПТО отведена та или иная ниша, как по возможностям, так и по стоимости.
Лифты и подъемники
Грузовые лифты – это сложные высокопроизводительные механизмы со скоростью подъема, как правило, не менее 0,5 м/с, требующие для работы обустройства специальной шахты и машинного отделения. Благодаря наличию противовеса и запасу мощности они могут работать практически непрерывно, обеспечивая высокую производительность даже в условиях 3–5-этажного здания. Изготовление, монтаж и эксплуатация лифтов жестко регламентируется требованиями «Технического регламента о безопасности лифтов» (Утвержден постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г.), а сами они подлежат регистрации в органах Ростехнадзора (ранее Госгортехнадзора).

Лифт
Импортные лифты таких известных фирм как ThyssenKrupp, Kone, OTIS, Shindler, Sodimas и др. даже в коротком забеге на звание самого дорогого одерживают бесспорный верх над отечественными. Но как только приходит время затяжного производственного марафона, лидеры, поубавив пафос, работают наравне, а то и чуть уступая ценовым аутсайдерам. Дело в том, что отработанные за десятилетия использования, обкатанные в производственной практике технологии отечественного лифтостроения позволяют выпускать оборудование, по основным показателям, в том числе надежности и рабочему ресурсу (25 лет), не уступающее импортным аналогам. Правда, пока хромает дизайн, так ведь на производствах он особенно и не нужен. Тем не менее, даже отечественные лифты многим, особенно малым, российским предприятиям просто не по карману. Да и зачем, скажем, ставить лифт, который перекрывает необходимую часовую производительность в 10 раз, в двух — трехэтажном здании?!
Некоторые иностранные фирмы производят упрощенные грузовые лифты, не требующие приямка и машинного отделения, с готовой металлической шахтой и малой (до 0,2 м/с) скоростью. Но по стоимости они приближаются или превосходят обычные отечественные грузовые лифты. Справедливости ради надо отметить, что и в советские времена на основе электроталей и лебедок по индивидуальным проектам или даже в виде самоделок сооружались тихоходные вертикальные и наклонные грузоподъемные устройства (в дальнейшем ТГУ). Скорость подъема у таких устройств, как правило, равнялась стандартной скорости электротали – 0,13 м/с, но заявленную производительность они обеспечивали или же с верхом перекрывали ее.
Современные ТГУ в сравнении со своими самодельными собратьями умчались в далекое будущее. В настоящее время они разрабатываются и оснащаются ловителями, блокировкой дверей на ограждающих конструкциях, раздвижными решетками типа «ножницы» на дверях клетей и платформ, приборами контроля от перегрузок и отключения фазы и множеством иных приспособлений. Если к тому же такой подъемник (ТГУ) сертифицирован с учетом требований ПБ 10-518-02 («Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников») и пусть ведомственных, но ТУ, то ему вполне по силам заменить лифт. Это нужно, чтобы оптимизация производства была наиболее эффективной.
А для некоторых тихоходных ТГУ регистрация в органах Ростехнадзора и вовсе не требуется. Кстати говоря, тихоходность является важнейшим фактором безопасности, поскольку большинство несчастных случаев происходит именно потому, что человек не успевает среагировать на опасность или даже не видит, откуда она исходит. А в качестве примера тихоходности и безопасности можно привести пассажирский лифт с непрерывно движущимися открытыми (без дверей) кабинами, который долгие годы эксплуатировался в здании Минсельхоза СССР — пассажиры просто заскакивали в кабины и выскакивали из них на ходу.
Выбор ПТО
Прежде чем сделать выбор в пользу того или иного ПТО, владельцу производства необходимо:
1) рассчитать требуемую производительность в час, смену или сутки, а также пиковую нагрузку (например, тн/ч), принимая во внимание возможные изменения показателей хотя бы в ближайшей перспективе;
2) подобрать оборудование с учетом потребностей производства, а также технических характеристик и стоимости самого оборудования (хотя бы на основе приведенной таблицы);
3) определить возможность выполнения сопутствующих строительных работ (устройство шахты, машинных помещений, приямков и фундаментов, проемов в перекрытиях и стенах и т. п.), выбрать место установки (снаружи или внутри здания) и направление грузовых потоков;
4) довести до сведения сотрудников условия техники безопасности и пожаробезопасности при эксплуатации ПТО;
5) проработать все моменты эксплуатации (наличие квалифицированного персонала для эксплуатации и технического обслуживания);
6) зарегистрироваться в органах Ростехнадзора;
7) застраховаться в соответствии с требованиями закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Как правило, консультации по всем этим вопросам, в том числе и прямое коммерческое предложение с отражением важнейших технических параметров, предоставляет фирма-подрядчик.
При условии рациональной эксплуатации пиковая часовая производительность ТГУ может быть рассчитана по формуле
Ппч = ГПн * Чц,
где Ппч – пиковая часовая производительность, тн/ч;
ГПн – грузоподъемность нетто, тн;
Чц – число циклов подъема-спуска на заданную высоту.
В свою очередь Чц определяется по формуле
Чц = 94 / Нп,
где Нп – заданная высота подъема, м.
Данная формула верна для электропривода с допустимой продолжительностью включений (ПВ) по паспорту 40% и скоростью подъема 0,13 м/с (верно для подавляющего большинства талей как отечественного, так и импортного производства, хотя у отечественных талей ПВ в среднем равен 25%).
Пример определения производительности: пусть заданная высота подъема равна 4,5 м, а грузоподъемность (нетто) – 1 тн. Тогда
Чц = 94 / 4,5 = 20,89, округляем до 21.
Следовательно
Ппч = 1 * 21 = 21 тн/ч.
Факторы проектирования
Прежде чем приступать к выполнению пусть и простейшего проекта стационарной установки ПТО, важно учитывать:
1) грузоподъемность, в том числе и пиковую;
2) габариты груза и его ориентировку в плане (например, какой стороной загружается европоддон – короткой или длинной?);
3) направленность грузопотоков в плане, поэтажные планы и разрезы;
4) общую высоту подъема и количество остановок;
5) способ погрузки (вручную, гидравлической тележкой или погрузчиком);
6) уровень погрузки на каждом этаже, будь то уровень пола или уровень бытового стола. Такой стол используется при ручной погрузке в малые грузовые лифты (это особая категория лифтов, которые, как правило, устанавливают в столовых, ресторанах, аптеках или библиотеках);
7) места устройства машинного отделения (вверху или внизу шахты) и расположения электропривода (вверху, внизу или сбоку);
8) будущую схему погрузки-выгрузки (с одной стороны на всех этажах, проходная по прямой или под углом 90°);
9) необходимость сплошного ограждения по требованию пожарной безопасности или ограждения только на высоту 2 м на этажах (если подъемник находится снаружи здания или внутри высокого помещения);
10) высоту последнего этажа (дабы определить возможность установки электропривода вверху);
11) состояние основания для сооружения фундаментов, приямков (близость грунтовых вод, наличие инженерных коммуникаций и т. п.);
12) наличие общего контура заземления здания, а также место подключения к электросетям.
Для таких упомянутых выше малых грузовых лифтов:
- грузоподъемность составляет от 40 до 250 кг (ГОСТ 8824-84);
- размер кабины варьируется в пределах от 600 до 1500 мм (одно из измерений);
- загрузка производится на высоте до 750 мм от пола, а скорость подъема не превышает 0,5 м/с.
Если лифт предназначается для перевозки пищевых продуктов, то кабину и двери шахты, дабы избежать претензий со стороны Санэпиднадзора, заказывают из пищевой нержавеющей стали. Доступным аналогом этих лифтов могут быть тихоходные подъемники, причем их стоимость в два-три раза ниже тех же лифтов фирмы OTIS и составляет порядка 120–200 тыс. рублей с монтажом.
Для заказа и монтажа ПТО, подлежащего регистрации в Ростехнадзоре, необходим проект, выполненный специализированной организацией. При этом само ПТО должно иметь сертификат соответствия и паспорт организации-изготовителя, выданный Ростехнадзором.
Проектирование стационарной установки других ПТО может выполнить проектная организация, обслуживающая данное здание по заказу организации-подрядчика, а на само ПТО желательно иметь сертификат соответствия, выданный специализированной организацией, например, институтом ВНИИНМАШ.
Некоторые модели и типы ПТО пока не требуют обязательной сертификации, но не стоит забывать, что при введении технических регламентов взамен ГОСТов (эту работу намечается завершить в 2006 г.) уже все ПТО будут подлежать обязательной сертификации.
Заключение
Основными критериями выбора при проектировании нового или замене старого ПТО являются его производительность в смену и пиковая производительность в определенный период. Допустим, во избежание штрафов и лишних проволочек за два часа необходимо разгрузить большегрузный автомобиль. При небольшой высоте подъема (от 3 до 15 м) в сторону лифтов можно и не смотреть – лучше обратить свой взор на тихоходные ПТО (подъемники, подъемные столы, тихоходные гидравлические лифты). А на сэкономленные средства можно приобрести и установить дополнительный (резервный) подъемник, который обеспечит необходимую производительность в пиковый период и подстрахует работу на случай выхода из строя основного подъемника.
В наш развитый и бурный век теряет всякий смысл выбор оборудования по принципу долговечности работы, поскольку за те же 20 лет бурного научно-технического прогресса эти ПТО могут морально устареть, прежде чем успеют выработать свой ресурс.

 

Таблица 1.
Сравнительные показатели по 8 видам ПТО
 
 
Наменование ПТО
Скорость м/с
Производительность в % от п. 4
Стоимость (С монтажом) тыс. руб.
Стоимость сопутствующих строительных работ
Необходимость регистрации в Ростехнадзоре
1
Отечественный
грузовой канатный
электрический лифт
0,5
70
900
15–25
Да
2
Отечественный
Гидравлический лифт
0,1
30
1100
8–15
Да
3
Импортный упрощен-
ный
0,2
48
1200
1–2
Нет
4
Отечественный
шахтный* клетьевой
подъемник (ТГУ) **
0,13
21
250
8-15
Нет
5
Отечественный кон-
сольный платфор-
менный (ТГУ) **
0,13
21
190
8-15
Нет
6
Отечественный на-
клонный подъемник
(ТГУ) **
0,13
12-20****
170
5-10
Нет
7
Отечественный
гидравлический
подъемный стол
0,06
25
250
12–18***
Нет
8
Ленточный транспор-
тер со спецлентой
(угол – 30°, ширина
ленты – 650 мм)
0,4
54
230
1-5
Нет
Грузоподъемность составляла 1 т, высота подъема с двумя остановками – 4,5 м, а размер грузовой платформы (кабины, клети) – 1,5(1,2 м в плане.
Примечание.
* Шахта представляет собой металлический самонесущий каркас с ограждением сеткой. Сплошная обшивка шахты, например крашеным профлистом, производится, как правило, за отдельную плату.
** С применением электрических талей производства Болгарии и с ПВ = 40%.
*** В отличие от ТГУ, сюда включены строительные и электромонтажные работы по ограждению стола на этажах и блокировке дверей на ограждениях.
**** В зависимости от угла наклона.
Плюсы-минусы
Гидравлические лифты и столы
Достоинства: мягкая аварийная посадка на 1-й этаж, возможность относа машинной станции в другие помещения, пусть даже и удаленные.
Недостатки: неважное качество отечественной гидравлики, несоразмерное удорожание при применении импортной гидравлики, сложность использования в пристроенных (наружных) помещениях.
Основными преимуществами отечественных ТГУ являются их дешевизна и малая потребляемая мощность при эксплуатации (например, лифтовый подъемник с грузом в 1 т потребляет лишь 1,5 кВт – мощность современного утюга).
Основным же недостатком является сокращенный ресурс эксплуатации электрического привода (10–15 лет).

Наружный подъемник 0,5 т, обшитый – крашеным профлистом.