9/9

Редукторы для лифтов

Редуктором называется механизм, который преобразует движение с изменением угловых скоростей и моментов. С помощью редуктора можно уменьшить частоту вращения его рабочего органа относительно частоты вращения приводного механизма, а также увеличить момент на рабочем органе. Редукторы, применяемые на лифтах, служат для обеспечения нужной частоты вращения канатоведущего шкива (рабочий орган), так как в качестве приводных машин в лифтостроении применяются быстроходные асинхронные электродвигатели.
Редукторы представляют собой закрытую зубчатую передачу, заключенную в корпус, с выходами концов ведущего (быстроходного) и ведомого (тихоходного) валов. Быстроходный вал служит для крепления на нем тормозной (она же и соединительная) полумуфты, а тихоходный - для крепления на нем канатоведущего шкива.
На лифты устанавливают редукторы с червячными передачами. Эти редукторы характеризуются малыми габаритами, так как в одноступенчатом редукторе можно получить большое передаточное число.

Червячные передачи отличаются друг от друга формой нарезанной части винта (червяка). По форме червяки бывают глобоидные и цилиндрические. Цилиндрические червяки в зависимости от технологии нарезания подразделяются на архимедовы, конволютные, эвольвентные и червяки с вогнутым профилем витка.
Наиболее простым в изготовлении является архимедов червяк (применяется в лебедке Т-1000). В осевом сечении виток этого червяка представляет собой равнобокую трапецию (рис. 23). Обычно архимедовы червяки изготавливают из улучшенных сталей (закалка с последующим высоким отпуском, закалка на воздухе). Шлифовке, обычно, эти червяки не подвергаются из-за необходимости фасонной правки шлифовального круга.
Витки конволютных червяков имеют равнобокую трапецию в сечении, перпендикулярном направлению витка. Эти червяки можно шлифовать, поэтому их изготовляют из сталей, подвергаемых термообработке до высокой твердости, или из нементируемых сталей. Высокая твердость червяка повышает износостойкость передачи. В передачах с цилиндрическим червяком обычно находится в зацеплении 1,5 - 2 зуба червячного колеса (в зависимости от межосевого расстояния и передаточного числа).

Поверхности зубьев колеса и витка червяка имеют различную кривизну. Направление скорости скольжения почти совпадает с направлением линий контакта зубьев колеса и витка червяка, за счет чего несущая способность (стойкость к внешним нагрузкам) передач мала из-за больших контактных напряжений и плохих условий смазки в зоне контакта. Значительно выше несущая способность в глобоидной передаче. Близкие по величине кривизны зубья колеса и витка червяка, перпендикулярное расположение контактных линий. Относительно направления скорости скольжения акта так же, как при смазке опор в подшипниках скольжения. Обычно в зацеплении с червяком в глобоидных передачах находится от 3 до 8 зубьев колеса (это зависит от межосевого расстояния и передаточного числа).

На стадии изготовления число зубьев колеса, контактирующих с червяком, умышленно занижают введением так называемой локализации (местного расположения) пятна контакта. Для более равномерного распределения усилий на зубья колеса (на различные части витка червяка) применяют модифицированное зацепление, корригированное по шагу, т. е. расстояние между двумя соседними частями витка червяка различно по длине червяка. Если рассечь осевой плоскостью глобоидный червяк, то в сечении виток, как у архимедова червяка, будет представлять трапецию.

Преимущество глобоидных передач по сравнению с цилиндрическими реализуется только при достаточно точном изготовлении зубчатых элементов, их точной сборке и при неизменных геометрических размерах подшипниковых узлов червячного вала в процессе эксплуатации. Если по какой-либо причине в процессе эксплуатации появится осевой люфт червяка в глобоидной передаче, это автоматически приведет к снижению числа зубьев, находящихся в зацеплении (возможны случаи, когда в зацеплении будет нагружен только один зуб колеса и выходная часть витка червяка), а следовательно, и к значительному снижению несущей способности передачи.
В отечественных лифтах до последнего времени в основном находили применение две серии редукторов. К первой серии относятся глобоидные червячные редукторы тип РГП (редуктор глобоидный пассажирский): РГП-150, РГП-180, РГП-24. Цифры в обозначении редуктора указывают межцентровые расстояния червячной пары. Лифтовые лебедки, изготовляющиеся базе редукторов типа РГП, снабжены длинноходовым тормозны , электромагнитом переменного тока. Ко второй серии относятся редукторы серии РГЛ (редуктор глобо идный лифтовой): РГЛ-160, РГЛ-180, РГЛ-225 Редукторы серии РГП состоят йз корпуса, крышки червячного вала, двух радиально-упорных и радиального подшипников, помещенных в специальные стаканы. Между радиально-упорными подшипниками установлены дистанционные кольца, обеспечивающие минимальное (но не более 0,02 - 0,05 мм в зависимости от габаритов подшипника и класса его точности) осевое смещение червячног вала, для предотвращения которого служат специальные стопорны шайбы и гайки. Смещение радиально-упорных подшипников относительно стакана предотвращает специальная разрезная гайка. Для исключения течи масла из корпуса редуктора через подшипниковые узлы стакан снабжен армированными манжетными уплотнителями.

Венец червячного колеса крепится к выходному валу-ступице болтами. Вал-ступица устанавливается в корпусе на конических роликовых подшипниках и фиксируется в корпусе крышками. Точность установки средней плоскости червячного колеса относительно оси червячного вала достигается установкой между крышками и корпусом специальных прокладок. В корпусе редуктора имеется отверстие с патрубком и пробка для слива масла.

Редукторы серии РГЛ незначительно отличаются от редукторов серии РГП. Корпус редуктора РГЛ имеет фланец для крепления электродвигателя. Точность установки средней плоскости червячного колеса относительно червячного вала достигается установкой со стороны канатоведущего шкива набора прокладок между наружными кольцами подшипника и врезной крышкой. Точность установки (с противоположной стороны) достигается специальным винтом и вкладышем который упирается в наружное кольцо подшипника. Вращением винта можно сдвигать вал в сторону канатоведущего шкива и тем самым устанавливать заданный зазор в подшипниках и правильное положение чевячного колеса относительно червяка в пределах допустимых норм. После окончания регулировки положение винта фиксируется специальным шплинтом и пломбой.
Обсудить на форуме

Цена
Производитель (1)
Место установки